Федеральное Бюджетное Учреждение Науки «Казанский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии» Федеральной Службы по Надзору в Сфере Защиты Прав Потребителей и Благополучия Человек

Вакцинация — практически единственный надёжный способ защиты от инфекции. Здоровый образ жизни, рациональное питание, безусловно, должны иметь место в жизни человека, поскольку обеспечивают нормальное функционирование всего организма. Но, к сожалению, эти факторы не могут гарантировать защиту от инфекций.

Вакцинация — это формирование адекватной реакции организма на инфекцию по естественному пути. Суть вакцинации сводится к введению ослабленных или убитых микробов для того, чтобы организм «запомнил» врага и при повторном попадании микроба был готов запустить защитные реакции с удвоенной силой. Благодаря прививкам можно подготовить организм к встрече с такими тяжёлыми заболеваниями, как гепатит, дифтерия, корь, коклюш, полиомиелит, свинка столбняк, туберкулёз и так далее. На сегодняшний день прививка — это стандартная профилактическая процедура, являющаяся полностью контролируемым процессом, реакция на которую известна врачам и вполне предсказуема.

Каждый регион, каждая страна имеет свой «Календарь прививок», куда входят так называемые обязательные прививки. Этот набор прививок зависит не только от того, насколько актуальны на данной территории те или иные инфекции, но и от финансовых возможностей государства.

Календарь представляет собой финансово подкреплённые обязательства правительства страны перед своим населением. Поэтому Календарь— это тот минимальный набор прививок, который считается обязательным для выполнения, и ответственные родители должны проследить за тем, чтобы они были сделаны ребёнку.

На бесплатную защиту от инфекций имеет право любой гражданин нашей страны.

Нужно отметить, что в нормативных актах, например, в приказе о Национальном календаре прививок, сказано, что вакцинация может быть проведена всеми вакцинами, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации. Таким образом, пациент имеет право выбора: привиться бесплатно по месту жительства или выбрать вакцинацию в условиях коммерческого центра.

Зачастую в Календаре прививок прописана З-кратная вакцинация (например, от гепатита В, АКДС и пр.), и с этим набором ребёнок уходит во взрослую жизнь, в которой повторных прививок уже не требуется.

К сожалению, нельзя сказать, что человек, который привит, на 10094 защищён от инфекции, но он на 10094 защищён от серьёзных осложнений и летального исхода. Если даже он заболеет, заболевание будет протекать легко.

Нужно ли каким-то образом подготовить ребёнка перед вакцинацией?

Никакой особой подготовки большинству детей не требуется. Перед вакцинацией врач осматривает ребенка, измеряет его температуру и подробно расспрашивает маму на предмет наличия жалоб на его здоровье. Руководствуясь собранной информацией, доктор принимает решение о том, какую вакцину в данный момент необходимо ввести, есть ли у ребёнка противопоказания для вакцинации.

Родителям не стоит брать на себя функции врача, поскольку знаний, почерпнутых из Интернета, явно недостаточно, чтобы самостоятельно определить эффективность той или иной прививки, а тем более решить, нужна она ребёнку или нет. К сожалению, и педиатры не всегда имеют время, а порой и достаточной квалификации, чтобы доступно объяснить родителям, почему необходима вакцинация. Родители же, не имея достоверной информации, отказываются ставить своим детям прививки. Но тем самым они подвергают их огромному риску, поскольку при заносе какой-либо инфекции, например, полиомиелита, кори или коклюша, страдать будут в первую очередь непривитые дети.

Нужно ли давать ребёнку перед вакцинацией антигистаминный препарат?

Хотелось бы обратить особое внимание родителей на недопустимость самостоятельного применения антигистаминных препаратов перед вакцинацией. Антигистаминные и жаропонижающие препараты снижают эффективность вакцинации. Поэтому, если ребёнок не страдает тяжёлым хроническим заболеванием, и у него нет показаний к применению данных препаратов, «просто так» или «на всякий случай» давать ребёнку их не следует.

При возникновении какой-либо реакции (температура, местная реакция или, например, разжижение стула, которое бывает в ответ на введение полиомиелитной вакцины) доктор по факту назначит необходимый препарат, который будет наиболее эффективен в каждом конкретном случае.

Т-клетками опосредуемый иммунитет — пример RSV-инфекции

Необходим ли Т-клеточный иммунитет?

Дети с отсутствием Т-клеточного иммунитета чрезвычайно чувствительны к протрагированным RSV-инфекциям. Пациенты с тяжелым комбинированным иммунодефектом (SCID) не в состоянии элиминировать вирус. Также на мышиной модели животные без Т-клеток становились хронически-ми носителями вируса. Селективные деплеционные эксперименты показывают, что CD4+ и CD8+-T-клетки каждые частично могут компенсировать друг друга, причем CD8+-T-клетки определенно важнее. Несмотря на персистенцию вируса поразительным образом возникает лишь умеренное за-болевание — у пациентов с SCID часто только что начатая Т-клеточная реконституция после транс-плантации костного мозга приводит к тяжелому клиническому заболеванию. Т-клеточно опосредуе-мая элиминация вируса сопровождается Т-клеточно индуцированной иммунной патологией (рис. 6). В общем Т-клеточный иммунитет таким образом необходим для контроля первичной инфекции — для контроля за вторичной инфекцией вероятно чаще всего достаточно опосредуемого антителами иммунитета.

Достаточен ли Т-клеточный иммунитет?

Для ответа на этот вопрос существуют только данные полученные в экспериментах на животных. В мышиной модели мыши с дефицитом В-клеток полностью защищены от реинфекции. Кроме того, переливание RSV-специфических, обладающих памятью Т-клеток, наивным животным реципиен-там может прерывать репликацию RSV. RSV-специфические Т-клетки могут, по меньшей мере, на животной модели также в присутствие В-клеток осуществлять антивирусную защиту. Также в этих экспериментах стала понятной дуальная роль Т-клеток при RSV-инфекции: иммунопатологически опосредованное заболевание является ценой контроля за вирусом с помощью переноса специфи-ческих CD8+-T-клеток. В мышиной модели оба процесса опосредуются одинаковыми эффекторны-ми молекулами интерферон- — это также затрудняет и на молекулярном уровне контролировать па-тогенные эффекты Т-клеток, без того чтобы при этом не нарушать элиминацию вируса.

Можно ли индуцировать Т-клеточный иммунитет даже при наличии антител?

Также и поэтому вопросу существует лишь ограниченное количество данных полученных на эспе-риментальной модели. Они указывают на то, что в отличие от памяти В-клеток, память RSV-специфические -Т-клеток может быть индуцирована даже тогда, когда вакцинация проводится в присутствие трансфундированных RSV-специфических антител. Достаточен ли этот Т-клеточный иммунитет, чтобы обеспечить длительную защиту от RSV-заболевания, также не известно, как и то, могут ли эти знания быть перенесены на человека.

В общем очевидно, что Т-клетки могут вносить существенную лепту в антивирусный иммунитет. Важной целью остается с помощью вакцинации индуцировать не только антитела, но солидную память Т-клеток. Так как контроль за вирусом может осуществляться Т-клетками с проявлением иммунопатологии, то очень важно создать сбалансированный В- и Т-клеточный иммунитет (табл. 1). К сожалению, в настоящее время еще нет никаких надежных методов измерения, которые бы по-зволили квантифицировать защитные вирус-специфические Т-клеточные реакции. Антитела должны поэтому и далее в первую очередь служить в качестве суррогоатных маркеров индукции антивирусного иммунитета вакцинации.

Какие действия должны предпринять родители после вакцинации? Существуют ли какие-то ограничения?

Повторюсь, вакцинация — это вполне стандартная процедура, поэтому не следует укладывать ребенка в кровать и проявлять над ним «гиперопеку». Семья может жить своей обычной жизнью, но, конечно, помнить, что ребёнку была сделана прививка, и, может быть, чуть внимательнее отнестись к ребёнку.

При введении АКДС и других серьёзных вакцин в ближайшие З дня постарайтесь придерживаться более или менее щадящего режима для ребёнка, то есть желательно избегать лишних визитов, ограничить контакты и общую нагрузку на ребёнка. В это время малышу показан спокойный домашний режим. Прогулки не возбраняются. Постарайтесь лишь прикрыть место прививки одеждой, чтобы на него не попала грязь. И, конечно, прогулка должна быть разумной продолжительности.

Также рекомендуется не экспериментировать в питании, то есть не вводить новых продуктов в рацион ребёнка, в период за неделю до прививки и неделю после. Если ребёнок склонен к аллергическим реакциям, в этот период он должен получать питание, в котором исключены те продукты, которые могут вызвать аллергию.

Если ребёнку была сделана инъекция (а практически все вакцины являются инъекционными препаратами), постарайтесь не купать его в течение дня после прививки. На другой день можно принимать ванну в обычном режиме, опять же, если у ребёнка не будет температурной реакции.

После прививки от полиомиелита, которая капается в рот, в течение часа рекомендовано ограничение по питанию и питью, поскольку живая полиомиелитная вакцина может смыться со слизистых, и не дать ожидаемого эффекта, Данное ограничение не касается других вакцин, которые вводятся в виде инъекций.

Таким образом, как видите, рекомендации самые простые. Жёсткие ограничения вводятся в особых случаях, относящихся к вакцинации групп детей с тяжёлыми хроническими заболеваниями, выраженной аллергией и так далее.

Санитарными правилами закреплена рекомендация, касающаяся поствакцинального периода, согласно которой после прохождения прививки ребенку следует находиться в лечебном учреждении в течение 20—30 минут. Именно в этот временной отрезок наиболее вероятно первое проявление возможной аллергической реакции. Однако такие ситуации у детей, к счастью, бывают крайне редко. Родители, которых беспокоит состояние ребенка после прививки, всегда могут остаться и провести это время под контролем врача в лечебном учреждении. Если ребенок склонен к аллергической реакции, это условие нужно выполнить обязательно.

И последнее. Перед тем, как пойти на вакцинацию, дома на случай, если у ребёнка к вечеру поднимется температура, желательно иметь жаропонижающее средство. Для малышей до 1 года лучше взять свечи, для детей более старшего возраста подойдет таблетированный препарат или в виде сиропа. Порог, при котором нужно снижать температуру, у каждого ребёнка свой. Родители могут сами по состоянию ребенка определить, нужно ли давать ему жаропонижающее,

Вакцинация – защита от инфекций

До изобретения прививок инфекции и вирусы являлись главной причиной высокой смертности среди населения Земли и малой продолжительности жизни. Но вот уже 200 с лишним лет в мире существует эффективный способ защиты человека и животных от целого ряда инфекционных и некоторых вирусных заболеваний. Первую прививку от оспы сделал в начале XIX века английский доктор Э. Дженнер. С тех пор вакцинация (иммунизация) стала для человека самым эффективным способом профилактики опасных болезней.

Появившись на свет, любой младенец не только попадает в окружение маминых ласковых рук, но и вынужден знакомиться с миллиардами микроорганизмов. С первого дня жизни в организме человека начинает активную работу иммунная система. В задачу иммунитета входит распознавание и противостояние опасным микробам. Поскольку клетки иммунной системы формируются еще в материнской утробе, каждый новорожденный малыш изначально снабжен защитой от множества вредных бактерий.

Успешно отбитые атаки микроорганизмов на иммунитет проходят незамеченными, те же из бактерий, что смогли пробиться внутрь нашего тела, встречают грозный отпор со стороны защитных сил организма. Начинается настоящее сражение, исход которого не всегда можно предсказать. Если организм окажется сильнее вируса или инфекции, то болезнь отступит, а в базе данных иммунной системы появится информация о виде бактерий и будет записана технология угнетения конкретного вида микробов. При повторной встрече с болезнью организм будет точно знать, как нужно действовать, чтобы уничтожить «непрошенных гостей». Этот вид иммунитета называется приобретенным или специфическим.

Неприятным побочным эффектом первой встречи и схватки иммунитета с болезнетворными микробами могут стать осложнения. Иногда «раны», нанесенные враждебной средой, не заживают до конца всю жизнь и требуют постоянной терапии.

В основе системы профилактики болезней с помощью вакцинации лежит феномен так называемой иммунологической памяти. Человеческий организм способен запоминать свою реакцию на бактерию или вирус и действовать по данной схеме в случае повторного введения антигена. Узнав об этом, медики смогли разработать схему искусственного формирования иммунитета.

При вакцинации в организм человека вводят препарат, содержащий биоматериал убитых или ослабленных возбудителей заболевания или же синтезированный белок данного вида микроорганизма. Задача — запустить реакцию формирования специфического иммунитета.

На 5–7 день после введения вакцины иммуноглобулины (специфические антитела) вырабатываются в организме, выявляют и уничтожают вредоносных микробов. Число антител быстро растет и достигает максимального количества примерно на 20–22 сутки после прививки. Затем иммуноглобулины исчезают совсем или почти совсем, но остаются В- и Т-лимфоциты. Это клетки иммунологической памяти, которые несут в себе информацию о болезни и методах борьбы с ней. Последующие атаки организма микробами данного вида будут отбиты быстрее и легче: иммуноглобулины начнут вырабатываться уже в первый или второй день, их будет в разы больше, чем при первичном контакте с носителями болезни

Приобретенный иммунитет формируется после одноразовой вакцинации или требует повторного прививания через некоторое время. Сформировавшись, приобретенный иммунитет помогает либо оттолкнуть возбудителя болезни совсем, либо справиться с попавшей внутрь организма опасностью легко и без осложнений.

Прививка — это тренировочное испытание для организма с целью повышения прочности защитного барьера (иммунитета). Вакцинация стимулирует организм аналогично действию самого инфекционного агента, но способна дать более эффективные результаты в борьбе с болезнью. Так же, как при заболевании, вакцина запускает естественную реакцию иммунной системы на патогенного возбудителя, но делает это в контролируемых масштабах. Главный плюс иммунизации путем вакцинации состоит в том, что прививки исключают развитие осложнений от заболеваний. Известно, что естественный процесс перенесения инфекционных болезней может привести к сбою в нормальной работе некоторых органов: почек, сердца, печени, мышечной и нервной систем, мозговой деятельности, опорно-двигательного аппарата. Прививки помогают локализовать действие микробов и обеспечить минимальные потери в борьбе за здоровье.

Сегодня массовая вакцинация является фактором экономического роста в мировом масштабе. Благодаря развернутым по всему миру программам вакцинации ежегодно удается сохранить 6 млн жизней – детских жизней. 750 тысяч детей не становятся инвалидами. Вакцинация ежегодно дарит человечеству 400 млн дополнительных лет жизни. А каждые 10 лет сохранённой жизни обеспечивают 1% экономического роста. Вакцинация признана самым эффективным медицинским вмешательством из изобретенных человеком. Сравнимый результат дало только использование чистой питьевой воды.

Не будь прививок, современные родители должны были бы быть готовыми к тому, что:

  • при заражении туберкулезом в 38% случаев ребенок умрет;
  • при заражении дифтерией у взрослых в 20% случаев наступит летальный исход, а у детей в – 10% случаев;
  • вероятность смерти в случае заражения столбняком – 17-25% (при современных методах лечения), а среди новорожденных летальность достигает 95%;
  • в случае заболевания коклюшем в одном из десяти случаев ребенок получит осложнения в виде воспаления легких, в двадцати случаях из тысячи – судороги, в четырёх случаях из тысячи – поражение головного мозга (энцефалопатию);
  • вероятность получить осложнения в случае заболеванием кори составляет 30%. Это – слепота, энцефалит, диарея, тяжёлые инфекции дыхательных путей. В одном случае из тысячи ребенок получает осложнение в виде энцефалита;
  • в России в 16,9 на 100 000 случаев ребенок в возрасте 0-5 лет может заболеть Хиб-менингитом (гемофильная инфекция), а летальность при этом заболевании составляет 15-20%;
  • наиболее опасное осложнение при заболевании краснухой – краснушный (наподобие коревого) энцефалит (воспаление мозга) – возникает в одном из пяти тысяч случаев;
  • в 90% случаев при заболевании краснухой во время беременности вирус будет передан будущему ребенку, и он получит синдром врожденной краснухи на всю оставшуюся жизнь;
  • в 15% случаев при заболевании краснухой во время беременности существует угроза выкидыша и рождения мертвого ребенка;
  • риск заразиться гепатитом В на протяжении жизни для каждого из нас составляет 20-60%;
  • вероятность полного выздоровления от хронического гепатита В очень невысока — около 10%;
  • хронический гепатит В развивается у 80-90% детей, инфицированных в течение первого года жизни, и у 30-50% детей, инфицированных в возрасте до шести лет;
  • в одном из 200 случаев инфицирования полиомиелитом развивается необратимый паралич (обычно ног). 5-10% из числа таких парализованных людей умирают из-за наступающего паралича дыхательных мышц;
  • у 20-30% заболевших свинкой мальчиков-подростков и взрослых мужчин воспаляются яички (орхит), у девушек и женщин в 5% случаев вирус эпидемического паротита поражает яичники (оофорит). в 50% случаев как мужское, так и женское бесплодие обусловлено перенесенным в детстве эпидемическим паротитом;
  • в 4% случаев заболевания паротитом ребенок получит осложнение в виде панкреатита;
  • вирус эпидемического паротита может вызвать воспаление оболочек головного мозга (менингит) у 1 из 200-5000 заболевших, очень редко в процесс вовлекается ткань головного мозга, и тогда развивается паротитный энцефалит (воспаление оболочек и вещества головного мозга);
  • приобретенная нейросенсорная глухота, вызванная паротитом, является одной из основных причин глухоты в детстве, которая проявляется у 5 на 100 000 больных паротитом;
  • осложнения ветряной оспы возникают с частотой 5-6% и служат поводом для госпитализации. 30% осложнений – это неврологические заболевания, 20% – пневмонии и бронхиты, 45% – местные осложнения, сопровождающиеся образованием рубцов на коже;
  • смертность от ветряной оспы – 1 на 60 000 случаев;
  • у 10-20% переболевших вирус ветряной оспы пожизненно остается в нервных ганглиях и в дальнейшем вызывает другое заболевание, которое может проявиться в более старшем возрасте – опоясывающий лишай или герпес;
  • около 8 на 100 тыс. детей в возрасте до 5 лет при инфицировании пневмококком получат осложнение в виде пневмококкового менингита. Около 83% случаев пневмококкового менингита наблюдаются среди детей в возрасте младше 2-х лет;
  • от 8,7% до 52% случаев пневмонии, возникшей от заражения пневмококком, наблюдается среди младенцев в возрасте младше 6 месяцев.

Уровни предотвращения заболеваний или серьезных осложнений с помощью вакцин достаточно велики – куда больше, чем защита от получения серьезных травм при вождении мотоцикла и автомобиля по всем правилам безопасности. Шлем может защитить мотоциклиста от травм головного мозга только в половине случаев, а ремень безопасности в автомобиле лишь на 67% предохранит пассажиров и водителя от серьезных травм. Защитные функции вакцин существенно выше. Любая из представленных в России вакцин обеспечивает защиту от соответствующего заболевания и осложнений в ходе болезни не менее чем на 80%.

Открытие метода вакцинации дало старт новой эре борьбы с болезнями. В состав прививочного материала входят убитые или сильно ослабленные микроорганизмы либо их компоненты (части). Они служат своеобразным муляжом, обучающим иммунную систему давать правильный ответ инфекционным атакам. Вещества, входящие в состав вакцины (прививки), не способны вызвать полноценное заболевание, но могут дать возможность иммунитету запомнить характерные признаки микробов и при встрече с настоящим возбудителем быстро его определить и уничтожить.

Производство вакцин получило массовые масштабы в начале ХХ века, после того как фармацевты научились обезвреживать токсины бактерий. Процесс ослабления потенциальных возбудителей инфекций получил название аттенуации. Сегодня медицина располагает более, чем 100 видами вакцин от десятков инфекций.

Препараты для иммунизации по основным характеристикам делятся на три основных класса.

  1. Живые вакцины. Защищают от полиомиелита, кори, краснухи, гриппа, эпидемического паротита, ветряной оспы, туберкулеза, ротавирусной инфекции. Основу препарата составляют ослабленные микроорганизмы — возбудители болезней. Их сил недостаточно для развития значительного недомогания у пациента, но хватает, чтобы выработать адекватный иммунный ответ.
  2. Инактивированные вакцины. Прививки против гриппа, брюшного тифа, клещевого энцефалита, бешенства, гепатита А, менингококковой инфекции и др. В составе мертвые (убитые) бактерии или их фрагменты.
  3. Анатоксины (токсоиды). Особым образом обработанные токсины бактерий. На их основе делают прививочный материал от коклюша, столбняка, дифтерии.

В последние годы появился еще один вид вакцин — молекулярные. Материалом для них становятся рекомбинантные белки или их фрагменты, синтезированные в лабораториях путем применения методов генной инженерии (рекомбининтная вакцина против вирусного гепатита В).

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), на долю инфекционных заболеваний приходится 25 % от общего количества смертей на планете ежегодно. То есть инфекции до сих пор остаются в списке главных причин, обрывающих жизнь человека.

Одним из факторов, способствующих распространению инфекционных и вирусных заболеваний, являются миграция потоков населения и туризм. Перемещение человеческих масс по планете влияет на уровень здоровья нации даже в таких высокоразвитых странах, как США, ОАЭ и государства Евросоюза.

Самую достоверную информацию по прививках можно узнать на сайте https://www.yaprivit.ru Там же можно задать вопросы и получить ответы от высококвалифицированных специалистов в области иммунопрофилактики в России.

Главный внештатный специалист эпидемиолог

управления здравоохранения Липецкой области,

кандидат медицинских наук,

Андрей Николаевич Филатов

Что делать, если у ребёнка возникла реакция на прививку?

В случае возникновения реакции родителям следует позвонить в то учреждение, в котором они сделали прививку, и рассказать об этом. В идеале медработники в течение первого-второго дня должны сами позвонить и уточнить, есть ли у ребёнка реакция на прививку. Но если звонка нет, родителям нужно позвонить самим, так как доктор в любом случае должен знать, как ребёнок перенёс вакцинацию.

Где бы ребёнку ни сделали прививку (по закону каждый из нас имеет право выбирать лечебное учреждение, где он будет вакцинироваться), он ни в коем случае не лишается бесплатной медицинской помощи. И если ребёнку необходима медицинская помощь, достаточно вызвать педиатра по месту жительства. Однако прежде чем вызывать «скорую» или педиатра на дом, рекомендуется позвонить и обсудить ситуацию с врачом, который делал прививку. Бывают случаи, когда вполне стандартная ситуация видится родителям как угрожающая жизни ребёнка. В этом случае врач успокоит родителей и даст необходимые рекомендации.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]